X

Воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание детей дошкольного возраста

В этот непростой, но интересный период, когда ребёнок из малыша преобразуется в дошкольника, полным ходом идёт формирование его личности, дела к окружающему мирину и своим поступкам. Воспитание детей такового возраста — несут ответственностьй и непростой момент для родителей, которые желают вывыращивать счастливого и умного человека. В этом возрасте закладывается фундамент личности, на котором будут развиваться нрав, методности и методности ребёнка.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание дошкольников

Сам процесс воспитания ребёнка в этом возрасте осозданийляется в 2-ух кричиентированиях:

  • Развитие личности;
  • Подготовка к школе.

Нельзя не согласиться с тем, что воспитание должено включать в себя подходы с обоих точек зрения. Важно как научить малыша неплохим вещам и развить мощные стороны нрава, так и приготовить его к школьной жизни, прививая трепетность и социальные методности.

Психологические в индивидуальностисти

Психологические в индивидуальностисти воспитания детей

В воспитании детей предки обычно использкомфорт три главные психические модели. Чаще вэтого они приизменяются раздельно друг от друга, но у каждой модели есть свои плюсы и минусы.

Авткричитарная модель чётко выслеживается, когда родитель стремится добиться от ребёнка комфортного ему самому итога, ставя своё мировоззрение превыше представления ребёнка. Непослушание илнеудачи ребёнка наказываются, а правильные поступки — одобряются. К плюсам таковой модели можно отнести:

  • Чёткое понивлекие ребёнком указаний родителя;
  • Полное понивлекие трепетности за свои поступки и опослядствий некорректного выполнения задачи.

Минусов куда больше, а их опослядствия чбыстрычайно ощутимы:

  • Привыкая к создательитарности родителя, ребёнок воспринимает его мировоззрение на веру и перестаёт мыслить практический головой;
  • Действие создательитарной модели порождает кошмар ребёнка по отношению к родителям;
  • Ребёнок становится безынициативен и подражает модели поведения родителей.

Индуктивный метод — в процессе воспитания профиналит общение с ребёнком, в процессе которого решение заморочекы напрогуливаетсяся вместе с ним. Ребёнок обучается сам принимама решения и делать выводы, а также перенимает часть трепетности. К плюсам индуктивного метода можно отнести:

  • Раннее развитие трепетности;
  • Ребёнок быстро начинает обучаться мыслить и мыслить сам;
  • Ребёнок проявляет инициативу;
  • Оказывается более приготовленным к жизни.

Минусов у индукцинесколько:

  • Сложный и узенький подход к использованию — не повсевременно родитель может осознать, когда трепетность можно переложить на ребёнка;
  • В хрупком возрасте 4-6 лет слова «решай сам за себя» или «всё в твоих руках» могут быть не совершенно уместны;
  • Если переложить на ребёнка очень много трепетности, он может ощутить своё одиночество и урастратать веру в себя.

Модель критики илненависти — это распрогосударствённая модель, которую использкомфорт практически все взрослые, в большинстве своём неосознанно. Мкричаль в данном случае у каждого своя, но модель идентичена: при ненеплохем поведении ребёнок наказывается дескатьчанием или обидой родителей и прощение не наступает, пока ребёнок не осознает ошибку не попросит прощения. К плюсам таковой методики тяжело отнести что-или, но они есть:

  • Развитие пусть и чбыстрычайно болезненного, но чёткого чувства трепетности за свои поступки;
  • Ребёнок взвешивает каждое своё действие и спрашивает себя, будут ли за него ругать;
  • На подсознательном уровне профиналит постановка рамок в поведении, за которые ребёнок не должен выпрогуливаетсяь.

Минусов несколько, но они довольно гробительны:

  • Ребёнок может получить психическую травокму на почве повсевременного чувства кошмара, волнения и колебаний, чувство вины может преследовать его практически каждую секунду;
  • Ребёнку становится еще сложнее доверять родителям и кошмар перед ними приводит к замкнутости.

Любая из этих моделей в чистом виде может нанести вред детской психике. Однако при гармоничном сочетании плюсов и минусов, можно найти идеальный баланс.

Основные правила

Основные правила воспитания дошкольников

Если разглядеть активно пропагандиринуемые принципы педагогического воспитания в современных укритериих, окажется, что методы, актуальные во времена СССР, устарели. Метод прививания чувства вины и стыда, принижение детского создательитета, принуждение и запреты уже не лишь урастратали свою популярность, да и числятся ненеплохими. В наше время психологи рекомендкомфорт базывать воспитательный процесс на взаимном уважении и доверии меж детками и взрослыми.

Педагоги рекомендкомфорт всем родителям в общении с детками припоменять обыкновенные правила:

  • Уванажимама личность ребёнка, не дозазапускать хоть какого вида насилия к ней не унинажимама его;
  • Контролировать, но давать свободу выбора;
  • С ранешнего возраста обеспечивать детям нуженые укритерии для того, чтобы процесс усвоения методностей и знаний профиналил свойственно;
  • Помогая ребёнку сделать выбор или выводы, объяснять ему все плюсы и минусы;
  • Устанавливать правила и требования, поморокившись о положительном отношении ребёнка к ним;
  • Как можно больше и почаще говорить с ребёнком с целью развития взаимопонивлекия и развития подсознательных методностей, формирования речи и социальной культуры;
  • Вырабатывать в детях трепетность и уверенность, поддерживая любые начинания и проявления инициативы;
  • Выбирая модель воспитания, организовывать единство педагогического процесса, требуя поддерживать её других близких взрослых;
  • Учитывать возраст, методности, нрав и нрав дошкольника;
  • Избегать запретов и ложных обещаний;
  • Постепенно, с ростом ребёнка, давать ему больше без помощи другихсти;
  • Работать над собой для того, чтобы быть ребёнку наилучшим примером.

Эти правила на 1-ый взгляд просты и понятны, но соблюдение каждого из их — чбыстрычайно принципиально для того, чтобы дошкольник вырос развитым и методным.

Области развития ребёнка дошкольного возраста

Направления, по которым следует воспитывать ребёнка

Четырёх-6летний период — это время первого возрастного кризиса в жизни человека. В этом возрасте дети начинают переосмыслять обычную жизнь и активно брать пример с родителей и взрослых. И основной задачей родителя в это время является формирование у ребёнка чувства трепетности за совершаемые им поступки. Помимо этого, развивать ребёнка нужено по таким принципам, как:

  • Физическое воспитание;
  • Интеллектуальное;
  • Нравственное;
  • Социальное;
  • Трудовое.

Для верного формирования здорвеевой личности, воспитание нужено осозданийлять по всем принципам слету.

Физическое воспитание

Физическое воспитание дошкольников

Неспроста у педагогов наслишь популярна припритча «В здорвеевом теле — здорвеевый дух». Многглазасленные изучения показали, что здорвеевые, активные на физическом уровне и имеющие неплохий жизненный тонус дети быстрее и лучше усваивают информацию. Поэтому физическое развитие — это 1-ая область, в какой нужено воспитывать ребёнка. Педагоги рекомендкомфорт:

  • Обеспечить ребёнку серьезный распорядок дня и научить без помощи других придерживаться его;
  • Начинать день с зарядки и на физическом уровнех упражнений;
  • Ежедневно гулять с ребёнком на свежайшем воздухе, не проходя мимо детских площадок и тренажёров;
  • Обеспечивать его аксессуарами для активного отдыха: велик, самокат, мячи, комфортная обувь для бега;
  • Когда ребёнок дорастёт до необходимого возраста, выбрать спортивную секцию, которая не лишь обеспечит отдальнейшее физическое воспитание, да и придётся ребёнку по душе.

Если вначале задача родителей, обеспечить физическое развитие, то уже к 7 годам ребёнок должен морокиться о нём по большей части без помощи других. Кроме того, чбыстрычайно принципиально, чтобы ребёнок осознавал всю принципиальность физического развития.

Интеллектуальное

Интеллектуальное воспитание дошкольников

Важнейшая составная часть психического воспитания — интеллектуальное развитие. Это совокупа педагогических действий, целью которых является развитие разума подрастающего малыша при помощи передачи ему опыта, знаний, методностей, умений, а также присущих поколению норм поведения, правил и оценок.

В зависимости от возраста ребёнка, интеллектуальное развитие делится на стадии:

  • 1-3 года;
  • 4-6 лет;
  • 6-7 лет.

В начале первого-второго года жизни интеллект малыша развивается по принципу наглядно-работающего мышления. Он изучает новейший мир тактильным, вкусовым и обонятельным методенном. Цель родителей в этом возрасте — познакомить малыша с новенькими предметами и методами их использования.

К четырём-6 годам мышление изменяется на наглядно-образличное. Будучи ещё незнакомыми с какими-или понятиями, дети делают о их приятные образы. В этот период принципиальным условием воспитания и развития является неплохая атмосфера в семье, где предки любят и готовы отвечать на все вопросецы и потребности.

После 6 лет мышление ребёнка становится более игровым. В этот период в целях интеллектуального воспитания можно организовать обучение в виде игр, методствующих концентрации, воображению и созданию: кормление кукол, лепка из пластилина, рисование, нанаслишьные игры. Кроме таких игр, непременно должны напрогуливаетсяься логические, целью которых является формирование математических функций деятельности мозга: головоломки. мозаика, конструкторы.

Нравственное

Нравственное воспитание дошкольника

Нравственное воспитание заключается в объяснении норм и правил поведения. Понивлекие этих норм индивидразумумуально для каждого родителя, можно лишь порекомендовать методы, которыми прививается нравственность в различных возрастах:

  • До 1 года малышне соображают, что такое «неплохо», а что такое «плохо», и показать им правильную модель поведения предки могут лишь на практическим примере. Проявляя ласку и любовь предки взращивают в малыше уверенность и положительное мышление.
  • До 2 лет основной срастратегией родителей должено быть предотвращение ситуаций, в каких ребёнок может поступать «плохо» вместо того, чтобы ругать его за это. Например, закрыть шкаф вместо того, чтобы ругать малыша за то, что он в него лезет, не прогуливаетсяь перед едей в магазин, чтобы он не ел сладкое не просил его приобрести. Избегайте сложных дисциплинарных мер и мыслите наперёд.
  • Между 2 и 4 годами дети плохо соображают абстрактные вещи: правда, щедрость, поддержка. Давайте детям настоящие примеры, легкие метафоры и твёрдо пресекайте ненеплохие поступки, делая это спокойда и добролучше.
  • Между 4 и 5 годами наступает самое подходящее время для укрепления нравственных норм. Дети уже отлично соображают абстрактные понятия и с простостью впитывают различные примеры, в в индивидуальностисти те, что рядом. В этом возрасте дети желают быть идентиченими на близких им людей и вызывать у их удовлетворенность, потому заслуженные похвалы и поощрения мотивиринкомфорт их как нельзя лучше.
  • После 6 лет начинает развиваться соц трепетность. В этом возрасте ребёнку нужено объяснить, что у других людей есть права, которые нужено соблюдать, а также пбросить рамки и правила поведения в обществе.

Дальнейшая работа по нравственному воспитанию проводится уже опосля 7 лет и здесь родителям помогают, а в определённых вариантах, к сонадавливалению, и мешают школа, друзья и другие люди.

Социальное

Социальное воспитание дошкольников

Процесс общественного воспитания дошкольников содержит в для себя передачу им системы ценностей, норм поведения и общепринятых знаний об обществе, и зависит от культуры, цивилизации и в индивидуальностистей места проживания. Нравственные нормы, ценностные кричиентации и идеал поведения описывает для ребёнка до этого вэтого его семья, тем формиринуя личность.

Характер общения детей дошкольного возраста несёт внеситуативно-познавательную форму: детей интересует чбыстрычайно много различных вопросецов, а речь становится их главным средством общения. Стремление детей такового возраста — получать познания о мире, который их окружает, задавая взрослым вопросецы и наблюдая за их поведением. В то же время формиринуется свой путь попознания — личностный. Ребёнку нужено ассоциировать себя и других людей вместе, потому критически принципиальным моментом общественного воспитания в этом возрасте является общение со сверстниками и взрослыми.

Удобнее вэтого проводить соц воспитание в рамках игр: нрав действий ребёнка может практически все огласить о его нраве и методах деяния на окружающих. С помощью наблюдения за ним во время игр можно выявить плюсы и минусы соц методностей малыша.

Трудовое

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание — это ещё один принципиальный фактор развития психической трепетности. В дошкольном возрасте формиринуется трепетность, умения и рвение к труду, потому чбыстрычайно принципиально приучать ребёнка к труду, начдругая с 4-5 лет. В деятельность родителей должны быть включены такие деяния, как:

  • Помощь в определении трудовой цели;
  • Обсуждение трудового процесса;
  • Обсуждение нравственности труну и его цели: для чего же и для кого это делается, что это даст;
  • Обучение ребёнка планированию пошаговой деятельности: как верно делать ту или иную задачку пошагно;
  • Пробуждение интереса к труду и его подпитка;
  • Обсуждение итогов;
  • Поощрение стараний, интереса и рвения ребёнка трудиться;
  • Проверка и оценка хода работы и её итогов вместе с малышом;
  • Прижелание дошкольника к вместему трудовому процессу;
  • Подача верного трепетного примера;
  • Помощь советом или делом;
  • Пробуждение инициативы ребёнка принимама решения и начинать трудиться.

Труд развивает у четырёх-6летнего ребёнка сообразительность, внимательность, память, концентрацию и наблюдательность, а не считая того благоприятно влияет на здорвеевье.

Авторские методики воспитания

Методики воспитания и развития детей

В наше время возникло много новейших мамыалов и методик по воспитанию детей. Психологи со вэтого мира уверенно рекомендкомфорт родителям дошкольников приглядеться к таким методикам, как:

  • Метод Никитдругих — воспитание здорвеевых и умных детей. Педагоги-классики Бкричис и Еелена Никитины рекомендкомфорт начать обучение детей с наблюдения за ними, а также с подготовки окружающей среды для их верного развития. В это включены: таблицы, алфавит, карты, развешанные в необходимых местах, тренажёры, спортинвентарь, кубики, головоломки и другие элементы обучающей системы;
  • Метод Монтесскричи — всепостороннее воспитание, главной идеей которого является тезис о том, что детей следует поначалу учить письму, а позже уже счету и чтению. Метод Монтесскричи кричиентирован на познавательное, трудовое, нравственное и соц развитие;
  • Метод «ленивой мамы». Появившийся относительно не так давно, но уже набравший гигантскую популярность метод российского психолога Анны Быковой заключается в том, чтобы выращивать самостоятельных детей, с юношества развивая в их методности попознания, понивлекия и поиска решений. Метод чбыстрычайно обычный и действенный, заключается в объяснении и постановке примера родителями;
  • Метод Домана. Эта методика создана американским педиатром и создана для формирования умственных методностей с ранешнего возраста и до 7 лет. Он базывается на убежденности в том, что дети могут нескончаемо усваивать информацию из изображений и слов. Помогают в этом известенкие карточки Домана, а также упражнения для ранешнего развития речи, скорости чтения, любознательности и словарного запаса.

Существует большущее есличество идентичених методик, но у каждого родителя свой нрав и стиль поведения, потому изредка кто становится приверженцем лишь одной методики. Гораздо более частым и наиболее неплохим вариантом считается принцип «отовсюду» — когну из каждой системы берётся самое наилучшее и самое принципиальное.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Проблемы и ошибки в воспитании детей дошкольного возраста

Это естественно, что все предки сталкиваются с заморочеками в воспитании детей. Дети могут не поддаваться тому или иному типу воспитания, не слушать родителей и действовать по практическиму, от этого время от времени желается опустить руки. Однако в подавляющем большинстве случаев такие заморочекы возникают из-за распрогосударствённых ошибок, которые совершают предки. К примеру:

  • Гиперовыпекала. Чрезмерная морока, окружение ребёнка гипертрофированным внивлекием и беспокойство родителей о каждом промахе ведёт к развитию симбиоза или «взаимопроникновения». В этом случае дела меж родителем и малышом стают очень тесноватыми и разрушают личностные свойства и нрав опосляднего. Это сигнализиринует о неубежденности родителей как в для себя, так и в ребёнке, о централизации его личности, как смысла практический жизни.
  • Тоталитарный создательитет. Часто предки давят на своё чадо множественными требованиями, свирепым отношением и бескомпромиссными укритериими. Для их важнее успех ребёнка и мировоззрение общества о нём, тогда как чувства и желания малыша играют еще меньшую роль. Из таких детей могут вырастать неуверенные в для себя личности, тревожные и мнительные.
  • Отвержение. В жизни случаются различные ситуации: развод, тяжёлые роды, насилие. Далеко не каждый родитель может совладать с заморочеками не связать ребёнка с ненеплохими воспоминаниями. Отвержение несёт чувственный нрав и имеет тяжёлые опослядствия — ребёнок, которого терпят просто позжеу, что его больше некуда деть, мучается в воспитательном плане, получает неизменные наказания и жестокое обращение.
  • Потворство. Гиперпротекция — бич современных семей, где интересы всех участников зависят от желания малыша. В таковой ситуации пропадает умение здраво оценивать ситуацию и относиться верно как к успехам, так и к провалам. Причдругой чрезвычайного потворства не повсевременно является мощная любовь к малышу, но неудовлетворённые потребности самих родителей.

В случае, ежели имеется хотя бы одна из вышеобрисованных заморочек, стоит переключиться с мысли «Почему ребёнок не поддаётся воспитанию?» на мысль «Почему у меня не выпрогуливается его воспитывать?» Проблему нужено решать как можно быстрее и искать обстоятельствы её возникновения в самом для себя. И в таком случае не стоит отказываться от помощи спеца-психолога, потому что обстоятельства может крыться чбыстрычайно глубоко.

Популярное на веб-веб-сайте